Среди владельцев мотоциклов всегда найдутся те, кто любит возиться со своим двухколесным другом. Среди всего спектра работ регулировка и настройка подвески занимает далеко не последнее место, и здесь нужно понимать, что, как и зачем крутить. Это важно, поскольку от того, как настроена подвеска, зависит устойчивость байка на дороге и комфорт езды.

Теоретически такая настройка не очень сложна, ведь речь идет всего о нескольких параметрах. На практике дело обстоит иначе, ведь мотоцикл надо отстроить под свой стиль вождения, под свои определенные цели. И такая работа может занять много времени, поскольку приходится делать пробные заезды, менять геометрию байка, масло в системе и преднатяжение пружин.

Высота передней и задней подвесок

Задиранием зада, или же напротив - опусканием переда уменьшается угол наклона оси поворота, это делает управление более «острым», но приводит к ухудшению сцепления заднего колеса и к нестабильному поведению мотоцикла при торможениях. Технически такая регулировка делается за счет перемещения перьев вилки в траверсах на 10-15 мм и применением проставок в креплениях задних амортизаторов. К слову, этого нельзя делать за счет изменения преднатяжения пружин, потому что они задают рабочий диапазон подвески.

Жесткость пружин и гидравлическая система

Передняя вилка и задние амортизаторы состоят из двух больших компонентов - пружин и гидравлической системы. От жесткости пружины зависит сила сопротивления сжатию, гидравлика же гасит колебания, не позволяя амортизатору быстро сжиматься и разжиматься.

На что это влияет? Слабые пружины очень чувствительны к изменению нагрузки, а это ухудшает стабильное поведение байка, и при резком торможении или повороте можно потерять мотоцикл, а с ним и здоровье.
Изменением регулировок гидравлики меняется время контакта колеса с дорогой, но нужно помнить, что никогда нельзя доводить их до крайних значений. Если в этом есть необходимость, то стоит подумать, о том, что у мотоцикла не всё в порядке.

Как должно работать?

В идеальном варианте при наезде на препятствие, например бордюра или камня вилка сжимается. При этом, чем быстрее исчезает усилие сжатия, тем больше времени сохраняется контроль над транспортом.

Далее, когда колесо поднялось на «бордюр», ход вилки должен остановиться, то есть шина должна «прилипнуть» и сохранить сцепление с поверхностью. После проезда «бордюра» подвеска гасит колебания, возникшие при ударе колеса об асфальт.

Поэтому здесь можно сказать, что в зависимости от настроек меняется и поведение байка. Например, изменением давлением компрессии можно добиться того что удар почти не передастся на руль. Но при этом появляется риск, что колесо не прилипнет и взлетит над препятствием.

Базовые настройки подвески

Настройка подвески начинается с того, что её выставляют в статике (необходимо отметить, что шины и геометрия байка стоят нужные). Главный параметр при этом - предварительный натяг пружин. Это делается при помощи специальных гаек. Впереди они находятся поверх труб перьев, сзади рядом с основанием пружины.

Чтобы выставить правильные регулировки преднатяжения, вначале делают замеры в двух положениях мотоцикла: проседании под собственным весом и с пилотом.

Для этого колеса байка необходимо разгрузить. Хорошо, если есть специальная ремонтная площадка, если же её нет, то это можно сделать с помощью бетонного блока или домкратов. Далее выбирается любая точка, от которой будут происходить замеры. Здесь можно использовать кусок изоленты, закрепив его к пластику отделки (например, спереди - фара, сзади крыло или багажник). После этого измеряются длины вертикальных линий от этих точек до оси колес.

После этого мотоцикл аккуратно ставится на землю и замеры повторяются. Разница между получившимися длинами называется статичным сэгом. И эта величина должна находиться в пределах 5-10% от общего хода подвески.

Для третьего замера необходимо сесть на мотоцикл в свое обычное положение и поставить ноги на подножки. Здесь вам понадобится помощь друга, который зафиксирует и запишет получившиеся результаты. Разница между первым и третьим измерениями называется общим сэгом и должна быть 25-33%.

Для более точных настроек процедуру можно повторить два-три раза, поскольку из-за большого трения, резкого опускания на землю в измерения могут закрасться погрешности.

После того, как сделаны необходимые замеры и отрегулировано предварительное натяжение пружин можно сделать пробный заезд. Во время него стоит обратить внимание, где и какие проблемы возникают. И только затем делаются остальные настройки.

При этом стоит помнить, что вилка и амортизаторы помимо преднатяга имеют еще две регулировки. Это компрессия или демпфирование - скорость сжатия, и ребаунд, т.е. скорость расжатия. Желательно перед первым тестом выставить их средние значения.

Далее, меняя их настройки, но не более одного за раз, проверить, как ведет себя двухколесный друг. Обязательно после каждого эксперимента записывать, что поменялось, таким образом, вы получите полный диапазон регулировок, и знания, как влияет тот или иной параметр на работу всего механизма.

Лучше всего это сделать на незагруженной транспортом дороге с серией поворотов. Вначале на небольшой скорости, затем попробовать чуть поддать газу. И перед входом в поворот притормозить, обращая внимание, как быстро сжимается вилка, начинает ли байк рыскать. Да? Увеличьте сжатие на оборот - другой.

Следующим шагом должен стать момент отпускания тормоза и вхождение в вираж, наблюдая, успевает ли вилка разжаться, или появляется ощущение, что мотоцикл приседает на перед? Эта тенденция бывает при сильном демпфировании отбоя.

Настройка задних амортизаторов, напротив, делается по ощущения выхода из поворота, приседает ли он, либо наоборот - дубеет. Таким образом, тест за тестом, вы научитесь чувствовать своего друга.

Но не на всех типах амортизаторов есть регулировочные болты, тогда можно настроить поведение их клапанов подбором регулировочных шайб. А они влияют на реакцию подвески и силу сопротивления при протекании масла через клапан, т.е. те же самые сжатие-отбой. И опытный специалист «БутовоТим» сможет подобрать их с учетом ваших пожеланий и манеры езды.

В конце хотелось бы напомнить, что заводские настройки подвески рассчитаны на комфортную езду пилота весом 70 кг, и то, что идеальных параметров не существует. Они необходимы для достижения какой-то определенной цели.