Мифы и заблуждения о подвесках мотоциклов

Основной причиной появления опрометчивых суждений обычно оказывается неосведомленность, ведь разная техника окружает людей уже давно, а досконально разбираться во всем невозможно. Вместо догадок и экспериментов за свой счет лучше сразу обращаться к компетентным специалистам - консультация обойдется заведомо дешевле, чем ремонт. Например, собираясь доработать своего «железного коня», можно обратиться в «БутовоТим» - там помогут и с тюнингом, и с диагностикой, и с ремонтом любого мотоцикла.

Итак, рассмотрим самые широко распространенные заблуждения. Например, о правильной регулировке подвески. Ее в принципе нельзя так называть, более адекватно говорить о настройке мотоцикла под конкретного водителя. Если у кого-то транспортное средство работает как часы, регулярно проходит техобслуживание и профилактику, это вовсе не значит, что другому водителю будет комфортно ездить на этой «лошадке». Тем более нет смысла в замене агрегатов, той же подвески - ведь у каждого мотоциклиста своя манера вождения и антропометрия (рост, вес, тонус мышц).

Просто надо заботиться о своем мотоцикле и регулировать его под себя. Если базовая комплектация не устраивает - это нормально, следует проконсультироваться у производителя либо в приличном автосервисе, что и как можно улучшить для повышения удобства эксплуатации. Никто не запрещает поставить усиленную подвеску или модификацию с большей длиной хода - главное, чтобы агрегат был сертифицирован: прохождение комплекса испытаний само по себе гарантирует качество изготовления и безопасность езды с такой подвеской.

Амортизаторы и азотирование

Еще один старый миф - необслуживаемые амортизаторы. Таких не существует, вопрос лишь в цене обслуживания. Есть разные подвески, современные модели амортизаторов к ним чаще всего подлежат переделке, но техобслуживание в той или иной степени им необходимо. Как показывает практика, наиболее дорогостоящий ремонт именно амортизаторов включает реставрацию их внешнего вида.

Надо понимать, что для езды по городу и на треке требуются разные настройки подвески. Не устраивают базовые амортизаторы - можно тюнинговать, но нередко достаточно заменить пружину и эффект сразу чувствуется. Важный момент: если подвеска работает явно лучше, когда на мотоцикле кроме водителя еще и пассажир, значит пружина слишком жесткая.

Т.н. азотирование, вопреки распространенному мнению, совершенно не поможет на скользкой поверхности. Хуже того - оно еще и не полируется идеально: убрать сколы от камней не выйдет.

Преднатяг и износ

На самом деле, преднатяг меняет высоту по седлу, но не жесткость пружины. Пружина не должна менять свою длину от сжатий, преднатяг ее лишь поджимает, т.е. создает изначальное усилие. Как следствие, для ощущения эффекта амортизации это усилие придется преодолеть - и дальше пружина будет амортизировать как обычно. Жесткость меняется не от преднатяга, а от износа изделия, что особенно заметно, если вместо новенького фирменного амортизатора поставить дешевый аналоговый или сильно изношенный.

Кстати об износе. Для разных агрегатов мотоцикла существуют специальные расходные материалы - например, моторное масло и вилочное. Заливать в уплотнения амортизатора следует лишь то, что рекомендовано производителем техники. Надо понимать, что смазка - это химически сложная комбинация, с определенной вязкостью. Масло сохраняет свойства и не пенится в некотором диапазоне температур, пока в нем мало грязи. Если в амортизатор попадет что-то кроме нужного масла, он просто начнет ускоренно изнашиваться. Эксперименты с другими видами смазки и жидкостями - пустая трата времени и денег, оставьте заниматься исследованиями ученым.

Нагрузка на заднее колесо

Когда водитель жмет на газ, задний амортизатор немного разгружается - это нормально, он и не должен всегда работать на полный ход. По ощущениям при начале движения кажется, что пружина слишком жесткая, но это не повод для ее замены - надо оценивать работу амортизаторов в процессе езды.

Мотоцикл так устроен, что при разгоне обычно заднее колесо разгружается: ось колеса толкает маятник вверх. Если при этом включить задний тормоз, хвост мотоцикла ощутимо опустится.

В процессе набора скорости подвеска мотоцикла проседает, а изменение угла маятника относительно земли меняет и нагрузку на заднее колесо. Виртуозно осваивают регулировку этого угла гонщики. Так вот: более жесткие пружины на гоночных мотоциклах ставят для поддержки мотоцикла на поворотах, когда заслонка дросселя открывается при острых углах маятника, а подвеска уже и так нагружена. Если владелец участвовать в гонках не планирует, вместо более покупки жесткой пружины, вероятнее всего, достаточно отрегулировать стоковую.

Демпфер

Типичная ситуация: начинающий водитель недоволен отзывчивостью руля, слишком легким его движением и нестабильной работой. Наверняка найдутся «доброжелатели», которые посоветуют установить рулевой демпфер. Однако на самом деле стабильность руления намного больше определяется настройками заднего амортизатора - именно он разгружает вилку в начале движения. Если амортизатор слишком проседает, руль колбасит. А демпфер предотвращает колебания переднего колеса, его наличие проблему не решит.

Вот для чего действительно пригодится именно демпфер, так это для стабилизации управления при езде по неровной трассе на поворотах, но такая ситуация актуальна в основном для гонщиков. На практике, для дорожных мотоциклов и даже для многих спортивных демпфер не нужен - стабильность управления вполне достигается профессиональной настройкой подвески и адекватной комплектацией «железного коня».