Замена цепи и цвёзд на Honda XLV700 Transalp 2009

Всем хороша цепная передача на мотоцикле: она легче карданного привода, состоящего из массивных вала, картера и зубчатой пары, она гораздо дешевле ременного привода с дорогостоящим кевларовым ремнём и шкивами. Цепь не боится грязи, именно поэтому она фактически вытеснила все остальные конструкции привода заднего колеса на внедорожных мотоциклах. Цепной привод не требует чрезмерного внимания, довольствуясь достаточно редкой подтяжкой и смазкой через каждые 500-1000 километров. Да и этого не требуется, если на мотоцикле установлен автоматический смазчик цепи.

Однако даже самые дорогие и качественные японские или итальянские цепи всё же изнашиваются, растягиваются и подлежат замене через некоторое время. Самые экономные владельцы мотоциклов меняют цепь и переднюю звезду, а замену задней звезды производят только каждый второй раз. Однако производители приводных мотоциклетных цепей всё же рекомендуют заменять все три компонента сразу: цепь, переднюю и заднюю звезду.

Не стоит излишне затягивать с заменой износившейся цепи, ведь если она порвётся, можно "попасть" на замену заднего маятника, колесного диска, а при неблагоприятных обстоятельствах - даже картера двигателя. Понять, что цепь пора менять, достаточно просто. Для этого необходимо измерить несколько (обычно 10) звеньев цепи, и если её длина превысила сервис-лимит, то приводную цепь нужно срочно менять. Если после прочтения этого текста вы внезапно захотели проверить цепь на вашем мотоцикле, то советуем заглянуть в сервис-мануал, там вы найдёте подробное описание процедуры замера и значение предельно допустимой длины куска цепи.

Ещё один способ понять, что цепи "хана" - просто отогнуть её пальцем от задней звезды. Если цепь сильно отходит, то, скорее всего, ей пора "на покой". Такой метод достаточно приблизителен, но не требует никакого инструмента, даже банальной линейки. В любом случае, если расстояние между цепью и задней звездой во время этой нехитрой процедуры вызвало у вас подозрение, то это - повод выполнить измерение длины небходимого количества звеньев при помощи линейки или штангенциркуля.

Эту цепь явно пора менять:

Замена цепи и цвёзд. Эту цепь явно пора менять.

Цепь на фотографии была установлена на Honda XLV700 Transalp 2009 модельного года, который несколько дней назад заехал в наш сервис для снятия цепи и звёзд и установки нового комплекта.

Начнём замену. Для начала установим мотоцикл на центральную подножку, после чего можно прступать к откручиванию гайки оси заднего колеса.

откручиванию гайки оси заднего колеса

Ослабим левый...

Ослабим левый

и правый натяжители цепи. Это облегчит снятие старой цепи с задней звезды. Кроме того, натяжители всё равно придётся регулировать заново, ведь "нулёвая" цепь значительно короче "видавшей виды".

правый натяжители цепи

Далее нужно подать заднее колесо вместе с осью вперёд. Цепь провиснет, и её можно снять со звезды, после чего вынуть ось, а затем выкатить колесо из заднего маятника.

подать заднее колесо вместе с осью вперёд

после чего вынуть ось, а затем выкатить колесо из заднего маятника

Откручиваем болты крепления крышки, закрывающей переднюю звезду.

Откручиваем болты крепления крышки

Откручиваем болт, удерживающий педаль КПП на копирном валу КПП, снимаем педаль, после чего снимаем крышку передней звезды. При снятии рычага КПП удобнее всего пометить его расположение относительно картера, например, цветным маркером. Это позволит не регулировать лишний раз "лапку" при установке её обратно на мотоцикл.

Откручиваем болт, удерживающий педаль КПП на копирном валу КПП

Откручиваем два болта, проходящие через фигурную шайбу, фиксирующую переднюю звезду на вторичном валу КПП.

Откручиваем два болта

Снимаем, чуть провернув, шайбу, после чего снимаем цепь со звезды, а саму переднюю звезду - с вала.

снимаем цепь со звезды

Разъединяем старую цепь. Можно использовать для этого специнструмент, выдавливающий палец из звена. Можно воспользоваться "болгаркой", как мы и поступили.

Разъединяем старую цепь

Приступаем к разъединению задней звезды и ступицы заднего колеса. Для этого откручиваем шесть болтов, соединяющих их вместе.

Приступаем к разъединению задней звезды и ступицы заднего колеса

Устанавливаем на ступицу новую заднюю звезду и закручиваем фиксирующие болты с необходимым моментом затяжки.

Устанавливаем на ступицу новую заднюю звезду

закручиваем фиксирующие болты с необходимым моментом затяжки

Устанавливаем на вторичный вал КПП новую переднюю звезду, затем фиксирующую шайбу, после чего закручиваем два фиксирующих болта с необходимым усилием. Если вы посадите болты передней и задней звезды на синий (разборный) резьбовой герметик - хуже не будет. Даже если это не предусмотрено сервис-мануалом для вашего мотоцикла.

Устанавливаем на вторичный вал КПП новую переднюю звезду

Что касается нашего "Трансальпа", то "фирменный" "хондовский" метод крепления передней звезды шайбой и двумя болтами заслужено вызывает нарекания: со временем шлицы на валу срабатываются, после чего его нужно будет менять, а для этого необходима полная разборка двигателя. Если во время замены вы заметили износ на фиксирующей шайбе, то обязательно замените её вместе с передней звездой, которая, кстати, желательно должна быть оригинальной запчастью Honda. Установка "родной" передней звезды позволит отсрочить замену вторичного вала КПП.

Протягиваем через переднюю звезду новую цепь и заклёпываем её. Мы используем для этой процедуры специнструмент, однако можно заклепать цепь при помощи двух молотков и керна.

вы заметили износ на фиксирующей шайбе, то обязательно замените её вместе с передней звездой

однако можно заклепать цепь при помощи двух молотков и керна

Устанавливаем в маятник заднее колесо и подтягиваем цепь. Перед этим внимательно ознакомьтесь с описанием самой процедуры и рекомендуемым диапазоном провиса цепи с сервисном мануале. Даже если вы уверены в том, что натянули цепь правильно, перепроверьте это ещё раз "народным" методом. Для этого вам потребуется помощник, который будет дёргать нижнюю часть цепи, пока вы будете прыгать в седле мотоцикла, пытаясь масимально прожать заднюю подвеску. Если цепь натягивается струной, а провис выбирается полностью, то вы перетянули. Запомните самое главное правило: цепь лучше недотянуть, чем перетянуть. Излишнее натяжение приводной цепи мотоцикла приведёт к ускоренному износу всех компонентов главной передачи, в том числе выходного вала "коробки".

Натягивайте левый и правый натяжитель равномерно, сверяясь с метками на маятнике, чтобы не допустить перекоса заднего колеса.

Натягивайте левый и правый натяжитель равномерно

Натянув цепь, закрутите с необходимым моментом гайку задней оси. После этого дотяните левую и правую гайки натяжителя и зафиксируйте их контрагайками.

Натянув цепь, закрутите с необходимым моментом гайку задней оси

Установите на место кожух передней звезды, зафиксируйте его болтами. Остаётся толко одно: вернуть на место и протянуть рычаг КПП. Замена завершена!

Установите на место кожух передней звезды, зафиксируйте его болтами