Мотоциклетные аккумуляторы: особенности, уход, замена

Как гласит народная мудрость, нет худа без добра. Глобальное потепление, с одной стороны,  угрожает экосистеме всей планеты, но увеличивает продолжительность мотосезона – с другой. Из-за ранней в этом году весны мотоциклисты во многих городах России уже спешат отбить лёд с ворот гаражей и выкатить свои мотоциклы под лучи  весеннего солнца.

выкатить мотоцикл

Пожалуй, самым главным вопросом в начале мотосезона было и остаётся «здоровье» аккумулятора, установленного на вашем мотоцикле. Попробуем разобраться, почему мотоциклисты весной массово покупают новые «батарейки» для своих железных коней, делая немалые выручки мотосалонам и прочим разномастным торговцам мотоциклетными аккумуляторами.

аккумулятор для мотоцикла

Автомобиль, как известно, возит тело, а мотоцикл – душу. Из-за компактности двухколёсного транспорта на мотоциклы устанавливаются настолько малые по размерам и ёмкости аккумуляторы, насколько это возможно. В этом можно легко убедиться, сравнив количество ампер-часов, указанных в характеристиках среднего автомобильного и мотоциклетного аккумулятора. В сочетании с сезонной эксплуатацией мотоциклов это грозит вашему мотоаккумулятору глубоким разрядом во время зимнего простоя. Чтобы избежать этого, достаточно соблюдать несколько простых и не требующих значительных усилий правил.

эксплуатация мотоцикла

При установке мотоцикла на «зимовку» нужно снять аккумулятор. Первое, что следует сделать – полностью зарядить его при помощи зарядного устройства. После этого нужно смазать положительную клемму аккумулятора консистентной смазкой (солидолом или литолом). Если не сделать этого, плюсовая клемма абсорбирует водяной пар из воздуха во время зимнего простоя, что может увеличить саморазряд аккумулятора. Протрите корпус аккумулятора – это также позволит избежать утечек тока. Особенно критично выполнение этой процедуры для обслуживаемых аккумуляторов (как правило - с полупрозрачным  белым корпусом и дренажной трубкой). Обслуживаемые аккумуляторы после окончания сезона нужно протирать слабым водным раствором пищевой соды: для нейтрализации электролита, попавшего на наружную поверхность аккумулятора. Эту процедуру можно повторять и во время сезона, заодно доливая в банки дистиллированную воду взамен H2O, испарившейся из электролита.

раствор пищевой соды

Но вернёмся к зимовке. Хранить аккумулятор лучше в холоде (для полностью заряженного аккумулятора допустимо хранение при температурах до -55 Со) – при низких температурах уменьшается саморазряд. Раз в месяц аккумулятор нужно подключать к зарядному устройству. Перед зарядкой не забывайте удалять с «плюса» смазку – она не проводит ток. Если же использовать специальную смазку для клемм, проводящую ток, то и этого можно не делать. Не забывайте о подзарядке раз в месяц – любому свинцово-кислотному аккумулятору свойственен саморазряд, а подзарядка позволит избежать критического разряда ниже 10,5 Вольт (для 12-вольтового аккумулятора с шестью банками). Перед открытием сезона возьмите аккумулятор домой на ночь – после 7-9 часов нахождения в комнатной температуре он будет готов к открытию сезона, как и вы.

заряд аккумулятора

Однако, как ни ухаживай за аккумулятором, рано или поздно он «кончается», переставая держать заряд и не выдавая большую силу тока в стартерном режиме (при пуске двигателя). Симптомы: стартер перестаёт крутить, из-под седла (там чаще всего устанавливается реле-регулятор) раздаётся характерный треск. Можно попробовать «взбодрить» аккумулятор, произведя несколько циклов разряда и последующего заряда малым током, равным по амперажу одной десятой ёмкости аккумулятора. Это не всегда даёт результат, особенно со старыми аккумуляторами. Плюс не всегда есть время заниматься этим, а нужно заводиться и ехать. Если у вас есть нагрузочная вилка – протестируйте аккумулятор при помощи неё, и если он уже не даёт хорошего стартерного тока, отправляйтесь за новым аккумулятором.

зарядка аккумулятора

Какой аккумулятор нужно покупать? Лучше отдать предпочтение «батарейкам» известных брендов: Yuasa, Varta, т. п. Как показывает практика, при надлежащем уходе аккумуляторы проверенных марок способны служить по пять-восемь и даже десять лет. А это в итоге даёт существенную экономию. «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешёвые вещи» - помните?

выбор аккумулятора

Ну и последнее. Позаботьтесь о вторичной переработке отслужившего своё аккумулятора. Свинец, содержащийся внутри аккумулятора, очень токсичен и способен отравить почву и воду. Не поленитесь и отвезите старую «батарейку» в пункт вторичной переработки. Или, хотя бы, в ближайший мотосервис – они сдадут ваш аккумулятор в переработку за вас.

переработка аккумулятора

Удачного и безболезненного для вашего кошелька открытия сезона!