Ремни приводные мотоциклетныеРемни приводные мотоциклетные

Ременная передача представляет собой систему из ведущего и ведомого шкивов, соединенных приводным ремнем. Известна она издревле и применялась еще на первых мельницах, на которых в качестве двигателя выступали лошади, а ремень состоял из сшитых между собой в кольцо кусочков сыромятной кожи. С появлением двигателей внутреннего сгорания передача стала быстро эволюционировать.

Ременной привод заднего колеса мотоцикла стал использоваться, как только появилась конструкция двухколесной машины, но со временем ремень потерял свою ведущую позиции. Он намокал, растягивался и главное, не позволял увеличивать крутящий момент, а значит мощность мотоцикла. На некоторое время ремень совсем исчез из конструкции агрегата, но сегодня мотоцикл с ременным приводом легко встретить на улице. Дело в том, что современные технологии позволили выпускать ремни из искусственных волокон, высококачественной резины и прочных кевларовых нитей.

Типы приводных ремней мотоцикла

Типы приводных ремней

Представляют собой приводные ремни технические изделия на основе резины для передачи вращения от двигателя нескольких видов:

Плоский ремень

Используется в технике высокой мощности. Использование плоского ремня позволяет значительно упростить конструкцию шкивов. Также ремень снижает количество рывков при запуске передачи сразу на больших скоростях за счет проскальзывания на начальном этапе. Ремень обеспечивает самый низкий коэффициент трения при работе передачи, что является недостатком. Для обеспечения необходимого контакта между ремнем и шкивом требуется значительное натяжение, что ведет к быстрому износу ленты.

Клиновые ремни

Имеют сечение в виде трапеции. Такая форма увеличивает площадь контакта ремня со шкивом и не требует значительного натяжения. Также клиновые ремни могут работать на минимальных расстояниях между валами. К недостаткам относят высокую жесткость изделия, что снижает его эксплуатационный срок в условиях нестабильной нагрузки. Вторым недостатком является сложность установки ремня на шкив.

Поликлиновые ремни

Имеют по длине несколько зубьев трапециевидного сечения. Такая геометрия обеспечивает обширное соприкосновение ремня с поверхностью шкива, значительное трения и высокий КПД передачи мощности на ведомый шкив. Недостаток ремня в том, что он крайне чувствителен даже к небольшому смещению валов относительно друг друга. В этом случае нагрузки на материал распределяются неравномерно и ремень разрушается.

Зубчатый ремень

Передаёт вращение не только за счет трения, но и за счет сцепления зубьев с геометрией шкивного колеса. Так достигается высокая жесткость передачи, синхронизация вращения валов, высокий КПД передачи и уменьшение нагрузки на подшипники и ведущего и ведомого валов. Использование зубчатого ремня позволяет передавать большую мощность на значительных оборотах, но при этом конструкции требуется сложная и точная регулировка. Связано это с тем, что от степени натяжения ремня зависит его эксплуатационный срок, а поскольку стоит он дорого частые замены приведут к значительным тратам.

Преимущества и недостатки ременной передачи на мотоциклах

К преимуществам ременной передачи относят:

  • Неприхотливость. Ремень не требует специального ухода, достаточно лишь периодически визуально проверять наличие трещин и надрывов.
  • Податливость. Эластичная резина сглаживает все резкие перепады мощности, поглощает ударные нагрузки и этим обеспечивает плавность хода.
  • Высокий КПД. Потери при передаче вращательного движения от двигателя на колесо минимальны.
  • Ременная передача не создаёт шума, что обеспечивает комфортную езду.
  • Долговечность. В среднем ременная передача рассчитана на пробег в 50 тысяч километров.

Однако при всех достоинствах, ременная передача имеет и ряд недостатков. Начать можно с того, что ширина ремня не позволяет устанавливать его на мотоциклы спортивного типа с мощностью от 110 кВт. Защитные кожухи вокруг передачи обязательны, так как при попадании в ремень инородного тела он неизбежно порвется. А мотоциклы с кожухами предназначены для езды только по асфальту.

В основном на мотоциклах используют зубчатые ремни, а задний шкив из алюминия с покрытием из прочного хрома. Хром постепенно стачивается и, в конце концов, остается голый алюминий. В результате начинают стачиваться зубцы ремня, что приводит к разрыву ремня. Поэтому вместе с ремнем приходится еще менять и шкив. Не стоит забывать и о возможном заводском браке, от которого не застраховано ни одно производство. И он, и неправильная установка ремня приведут к его разрыву. Ремень всегда должен находиться в определенном натяге - провисание ускорит обрыв. Проверить натяг можно в любой мотомастерской с помощью специального прибора. Обычно провисание допускается в пределах двух сантиметров, но это цифра не эталон, все зависит от индивидуальных особенностей конкретной модели.

Альтернативные варианты передачи на мотоциклах

Цепь - самый простой, надежный и распространенный способ передачи крутящего момента заднему колесу. Главным недостатком цепной передачи является то, что она требует постоянного ухода. Цепь приходится довольно часто смазывать, причем центробежная сила смазку разбрызгивает по всему мотоциклу со стороны передачи. Еще одним недостатком признаётся недолговечность цепи - эксплуатационный период составляет не более 20 тысяч километров. Зато цепь уверенно передает высокую мощность двигателя, имеет небольшие габариты и легко пропускает грязь между звеньями - слякоть совершенно не мешает работе передачи.

Кардан в отличие от цепи не требует тщательного ухода, а поскольку повреждается он крайне редко, то и сервисное обслуживание не затруднительно. Чаще всего такую передачу можно увидеть на туристических мотоциклах и на тех, что предназначены для дальних поездок. Недостатком кардана является его большой вес. Это самый тяжелый вариант привода и поэтому никогда не используется на спортивных мотоциклах. Второй существенный недостаток - необходимость наличия ведомой конической шестерни на заднем мосту, что значительно увеличивает неподрессоренную массу.

Производители ремнейЛучшие производители ремней

  • Gates - бельгийский бренд, который в основном напрямую сотрудничает с крупными компаниями производителями автомобилей. Поэтому на рынок комплектующих деталей попадает очень небольшая часть продукции. Заказать запчасти можно либо напрямую на заводе, либо через центры сервисного обслуживания. Стоят изделия весьма дорого, но в данном случае она совершенно оправдана высочайшим качеством.
  • Lemforder - крупнейшая немецкая компания, специализирующаяся на выпуске автомобильных запчастей. Ценовой диапазон ремней достаточно широк, но не зависимо от стоимости изделия отличаются высоким качеством.
  • Bosh - немецкая компания, хорошо известная за пределами Германии. Специализируется на производстве комплектующих для многих видов техники. Ремни компании представляют собой идеальное соотношение цены и качества. Главный недостаток - после установки нового ремня понадобится немного времени для его притирки к шкиву. Зато продукцию компании редко подделывают.
  • Балаково - отечественный производитель химических смесей и резиновых изделий. Согласно экспертизе качество изделий компании ничем не уступает зарубежным аналогам. Это подтверждает и популярность у потребителей, которых привлекает доступная цена и высокое качество.
  • Dayco - американская компания, подделки которой широко распространены на отечественном рынке. Вследствие этого в сети можно обнаружить множество негативных отзывов. В действительности ремни отличают высокие эксплуатационные параметры при средней стоимости.
  • Contitech - немецкая компания, напрямую работающая с компаниями производителями. Тем не менее, её продукцию можно сравнительно легко найти на вторичном рынке, хотя и по довольно высокой стоимости. Ремни отличаются высокой надежностью, а срок службы часто превышает декларируемый.

Новый ремень всегда лучше покупать в официальном сервисе. Обойдется это дороже, зато оригинальная деталь прослужит дольше. Наиболее популярны ремни Contitech, высокой прочностью отличаются ремни Gates. Bosh и Dayco занимают средние позиции и по прочности и по стоимости. При покупке ремня стоит помнить, что низкая стоимость говорит о подделке марки.