Мотосезон близко, выбираем масло для мотоцикла

Одна из самых главных весенних процедур, гарантирующих исправную работу без поломок и быстрого износа двигателя вашего мотоцикла - своевременная замена масла. Один из главных вопросов, о который продолжают ломать копья мотоциклисты северных стран: когда лучше менять масло в двигателе, осенью перед "зимовкой", или весной, непосредственно перед сезоном?

Существует три варианта замены масла

Мотосезон близко, выбираем масло для мотоцикла

Одна из самых главных весенних процедур, гарантирующих исправную работу без поломок и быстрого износа двигателя вашего мотоцикла - своевременная замена масла. Один из главных вопросов, о который продолжают ломать копья мотоциклисты северных стран: когда лучше менять масло в двигателе, осенью перед "зимовкой", или весной, непосредственно перед сезоном?

Существует три варианта замены масла

Существует три варианта замены масла.

Вариант первый: меняем масло осенью. Преимущество: вам не придётся заводить двигатель на старом масле, а мотор перед сливом отработанного масла необходимо прогреть до рабочей температуры, так сольётся больше масла.

Второй вариант: меняем масло весной, непосредственно перед первым выездом. Главное преимущество этого метода: свежее масло не будет полгода находиться внутри металлического картера двигателя (это способствует окислению масла и потере им своих рабочих свойств).

Третий вариант: меняем масло в мотоцикле, как в автомобиле - не смотря на времена года, ориентируясь исключительно на пробег.

Для любой модели мотоцикла есть своя Библия, Коран, Тора, Бхагават-Гита, своя священная книга. Это руководство по ремонту мотоцикла, или сервис-мануал. Помимо прочего, мануал содержит и рекомендации, полученные во время инженерных испытаний всех узлов мотоцикла, в том числе и двигателя. Что же написано в сервис-мануале по поводу замены масла? Как правило, любой мануал содержит двойное указание по поводу рекомендованного срока замены масла: максимальный пробег и максимальное время после предыдущей замены (например, 10 тысяч километров или полгода, что произойдёт быстрее). Разумнее всего менять масло именно по мануалу, проехали 10000 километров - меняем, мотоцикл простоял зимой без движения год - тоже меняем.

 

Ещё один вопрос, который часто задают начинающие мотоциклисты: можно ли заливать в мотоцикл автомобильное масло, или же только специально предназначенное для мототехники? Возможны два варианта.

Ваиант первый.  У вас мотоцикл Harley-Davidson, BMW, Moto Guzzi, или любой другой мотоцикл с сухим сцеплением (либо в двигателе вашего мотоцикла сцепление "плавает" в отдельной ёмкости для масла). В это случае можно использовать любое моторное масло, как мотоциклетное, так и автомобильное. Лучше, наверное, даже автомобильное, ведь в нём больше присадок, снижающих трение и защищающих детали двигателя.

Второй вариант. На вашем мотоцикле установлено многодисковое сцепление в масляной ванне. В этом случае для того, чтобы ответить на вопрос, подходит или не подходит конкретное масло для вашего мотоцикла, нужно найти на канистре маркировку JASO. Литеры MB обозначают, что масло не предназначено для использования с "мокрым" сцеплением (автомобильное масло). Если же масло промаркировано буквами MA или MA2, то оно подойдёт (МА - предназначено для использования с "мокрым" сцеплением, МА2 - для мотоциклов со сцеплением в масляной ванне с мотором с высоким крутящим моментом).

Очередная проблема, с которой могут, в первую очередь, столкнуться владельцы мотоциклов "в возрасте" - невозможность подобрать масло такого класса по API, который рекомендован в сервис-мануале. Причина проста, масла "древних" классов могут уже просто не выпускаться, слишком мало осталось "возрастных" двигателей. Конечно, можно купить масло API SJ вместо рекомендованного SF, и, в принципе, ничего страшного не должно случиться. Однако чем точнее по классу API будет подобрано масло, тем лучше. Так, например, старые и новые двигатели рассчитаны на работу с масляной плёнкой различной толщины. Видимо, именно поэтому в линейке мотомасел любого солидного производителя можно без труда отыскать масла "старого" образца. Да, чаще всего это будет "минералка" или полусинтетика, но в этом нет ничего страшного: двигатель вашего мотоцикла проектировался именно для работы на таких маслах, главное - вовремя менять масло, не превышая рекомендованный пробег и временной промежуток от замены до замены.

Аналогично бывает невозможно подобрать масло с точным совпадением вязкости по стандарту SAE. Так, например, в мануале могут быть обозначены цифры 20W40, но, придя в магазин, вы не обнаружите масла вязкостью 20W40, однако найдёте масло 0W40, 10W50, 20W60, и так далее. Какое же из представленных на витрине масел купить? Любое, которое соответствуют или перекрывает диапазон из мануала. Таким образом, вместо масла вязкостью 20W40 подойдёт любое из перечисленных выше, и 0W40, и 10W50, и 20W60.

Многие мотоциклисты очень брендозависимы. Нет мотоциклов, кроме Honda (подставь любое другое название, например, Harley-Davidson), нет масла, кроме Motul. И это притом, что именно на Motul в последнее время всё чаще и чаще жалуются из-за большого угара (по простому - мотоцикл начинает жрать масло). Сложно понять, почему это происходит. Возможно, у Motul действительно бОльшая испаряемость, и, как следствие, бОльший жор. Может быть, производителю пришлось изменить химический состав масла (например, из-за введения в Европе новых, более жёстких экологических нормативов).

Помимо Motul, в России широко распространены такие сорта масла, как Ipone (несмотря на название, эти масла не японские, а французские, как и Motul), испанский Repsol и немецкое Liqui Moly. Вряд ли смазочные материалы этих известных производителей чем-то хуже масел более "раскрученной" марки по качеству, однако при этом они бывают значительно привлекательнее по цене. Однако больше конкретики, приведём актуальные на начало 2016 года цены на масла различных брендов со сходными эксплуатационными характеристиками.

Группировки масел по типам мотоциклов. Сравнение цены.

Группировки масел по типам мотоциклов. Сравнение цены.

Синтетические гоночные масла как правило они являются «ПОА-синтетикой»* (иными словами 100% синтетика), предназначенные для высокофорсированных двигателей при использовании в режиме "трек" четырех самых известных производителей различаются по стоимости примерно на 30 процентов:

Группировки 4T масел по типам мотоциклов.
Синтетические гоночные масла:
Motul 300V 4T FL ROAD RACING 10W40 4 литра 5570 рублей  70,6 EURO на 07.03.2016
Ipone Stroke 4 5W40 4 литра 4800 рублей цена на 07.03.2016
REPSOL Moto Racing 4T 10W40 4 литра 4370 рублей цена на 07.03.2016
Liqui Moly Motorbike 4T Synth Street Race 5W-40 4 литра 3028 рублей  цена на 07.03.2016. Отдельной серии для гоночного режима не выпускается.
Синтетические масло для городского режима:
MOTUL 7100 4T 10W-40 4 литра 3856 рублей 49,08 EURO на 07.03.2016
Ipone Full Power Katana 10W40 4 литра 3860 рублей Цена на 07.03.2016
REPSOL Moto SINTETICO 4T 10W40 4 литра 3029 рублей Цена на 07.03.2016
Liqui Moly Motorbike 4T Synth Street Race 5W-40 4 литра 3028 рублей Цена на 07.03.2016
Полусинтетическое масло:
MOTUL 5100 4T 10W-40 4 литра 2840 рублей 36,20 EURO на 07.03.2016
Ipone R4000 RS 10W40 4 литра 3030 рублей Цена на 07.03.2016
REPSOL Moto SPORT 4T 10W40 4 литра 2813 рублей Цена на 07.03.2016
Liqui Moly Motorbike 4T Street 10W40 4 литра 2340 рублей Цена на 07.03.2016
Минеральное масло:
MOTUL 3000 4T 10W-40 4 литра 2200 рублей 28 EURO на 07.03.2016
Ipone M4 20W50 4 литра 2610 рублей Цена на 07.03.2016
REPSOL Moto V-TWIN 4T 20W50 4 литра 3153 рублей (4х788 по литру) Цена на 07.03.2016
Liqui Moly Motorbike 4T Basic Street 10W-40 4 литра 2008 рублей Цена на 07.03.2016

Как вы помните, срок рекомендованной замены масел различных производителей не отличается, так что подумайте дважды, стоит ли переплачивать за более раскрученный бренд?

Попытаемся резюмировать главные постулаты, которые нужно помнить при покупке масла для двигателя вашего мотоцикла. Покупайте масло известного бренда с маркировкой MA или MA2 (если у вас не Harley), с вязкостью, совпадающей с рекомендованной (или перекрывающей диапазон "зимней" и "летней" вязкости), с равным или более "свежим" классом по API. Меняйте масло вовремя, не забывайте менять вместе с ним масляный фильтр. Иногда сервис-мануал советует менять фильтр во время каждой второй замены моторного масла. Обычно это рекомендуют для старых мотоциклов с коротким интервалом службы масла (масло уже потеряло свои эксплуатационные качества, а фильтрующий элемент ещё не успел забиться нагаром и металлической стружкой). Синтетическое, полусинтетическое или минеральное будет масло - по большей части не так уж важно, правда, следует помнить, что при использовании "минералки" перед заменой всё же рекомендуется использовать промывочную жидкость.

Желаем вам длинного мотосезона, больших пробегов и отсутствия поломок. А мотору вашего мотоцикла - многих и многих километров.

* - Что такое «ПОА-синтетика» и «гидрокрекинг» можно узнать тут http://www.autodela.ru/main/top/review/sintech_oil1