Сегодня мы познакомим Вас с процедурой замены цепи газораспределительного механизма (ГРМ) на примере двухцилиндрового V-образного двигателя Yamaha XVS 1100 Drag Star (V-Star). Цепи ГРМ применяются на четырёхтактных двигателях внутреннего сгорания. Задача цепи ГРМ – передача усилия от вращающегося во время работы двигателя коленчатого вала к распределительным валам, установленным в головках цилиндров. Распределительные валы открывают клапаны в головках цилиндров во время впуска рабочей смеси и выпуска выхлопных газов. Во время работы двигателя цепь ГРМ медленно растягивается. Компенсирует её износ пружинный или гидравлический натяжитель цепи, который прижимает башмак с антифрикционной накладкой к одному из двух плечей цепи ГРМ, натягивая её. Однако после определённого предела натяжитель перестаёт компенсировать растяжение цепи, и в этом случае цепь ГРМ необходимо заменить на новую. На Yamaha XVS 1100 для доступа к цепи ГРМ необходимо предварительно выполнить следующие операции: Мы будем производить замену «неофициальным» способом, не соответствующим процедуре замены согласно сервис-мануалу. Наш метод подразумевает меньшую разборку мотора и тем самым более удобен и менее трудозатратен. Однако, отклоняясь от мануала, нам придётся разобрать, а затем снова собрать одно звено цепи ГРМ. Снимаем цепь со звезды на распредвалу, пропускаем цепь в отверстие, образовавшееся после снятия крышки распредвала. Наша дальнейшая цель - удаление одного пальца цепи ГРМ (рис. 3). Можно аккуратно срезать расклёпанную головку пальца «болгаркой», а затем выбить палец молотком и подходящей по диаметру выколоткой. Однако в нашем сервисе мы используем для этого специальный специнструмент собственного изготовления. Его принцип работы – такой же, как у расклёпывателя-заклёпывателя приводной цепи, вы могли видеть подобный инструмент в продаже в мотомагазинах. Однако на нашем инструменте гораздо меньший диаметр рабочей части, ведь и палец цепи ГРМ, который нам предстоит выпрессовать, меньше. Тем или иным образом разъединяем старую и новую цепи ГРМ. Помните, что палец от новой цепи лучше всё же не пилить болгаркой – нам предстоит собрать новую цепь с его помощью. Если вы купили разомкнутую цепь с отдельным звеном-замком - считайте, что вам повезло. Соединяем при помощи стальной проволоки подходящего диаметра концы старой и новой цепей так, чтобы они образовали единое целое. Левой рукой вращаем по часовой стрелке ключ, собранный из трещотки, удлинителя и головки на 22 миллиметра, а правой держим цепь в натянутом состоянии. Протягиваем цепь до тех пор, пока старая цепь не окажется снаружи двигателя, а новая – внутри. После этого вынимаем оба куска проволоки и выбрасываем старую цепь ГРМ. Для того, чтобы концы новой цепи не провалились в цилиндр, удобно привязать к ним тонкую верёвку небольшого диаметра или электрический провод в изоляции. Соединяем концы новой цепи, вставляем палец и раздавливаем его конец большими «геббельсами». Если конец деформировался так, что это видно визуально – достаточно. Палец и так весьма плотно сидит в цепи, так что для того, чтобы он никуда не делся, достаточно немного «разбить» его кончик. Для дальнейшей установки новой цепи на место необходимо снять звезду с распредвала – по-другому её установить не получится. Перед снятием звёздочки ещё раз сверьте метку «Т» на коленвале и метку на звезде распредвала: она должна быть напротив метки на головке цилиндра. Не потеряйте шпонку, которая устанавливается между звёздочкой и распредвалом. Если она сидит плотно, то можно оставить её на валу. Установите звездочку с надетой на неё цепью на распредвал и наживите фиксирующий болт. Сверьте метки на «колене» и распредвале, прокрутите коленвал по часовой стрелке на один оборот и ещё раз сверьте метки. Если всё в порядке, то можно капнуть на резьбу болта звёздочки красный фиксатор резьбы и затянуть его с соответствующим усилием, в нашем случае это 55 Ньютон-метров. Если метки не совпали, снимите звёздочку и переставьте цепь на один зуб. Выставление меток механизма ГРМ – крайне ответственная процедура. Не поленитесь открыть мануал и проверить всё ещё один раз во время окончательной сборки. Перед установкой на место взведите натяжитель цепи. Для этого открутите болт на его наружном конце (рис. 11): После этого вставьте в открывшееся отверстие тонкую шлицевую отвёртку, и, вращая её по часовой стрелке, взведите натяжитель. Его подвижная часть при этом должна до упора войти в корпус натяжителя и зафиксироваться там. Установите взведённый натяжитель на цилиндр. Если прокладка натяжителя порвалась при его демонтаже, то замените её новую или используйте герметик-прокладку. Затяните болты крепления натяжителя и спустите его тонкой шлицевой отвёрткой. Вкрутите в торец натяжителя болт. Ещё раз проверьте метки на валах – на этот раз с установленным натяжителем. Повторите процедуру для второго цилиндра. После этого установите на место все снятые детали: крышки, свечи и корпус воздушного фильтра. Удачного ремонта! Оставайтесь с нами и читайте нашу новую статью через неделю.
Замена цепи газораспределительного механизма мотоцикла
+ МОТОСЕРВИС БутовоТим